ВАЗ 2121

ВАЗ 2121


Первая «Нива». История и тюнинг ВАЗ 2121


История

Как часто бывало в СССР, направление развития во многих отраслях промышленности, в том числе, и в автомобилестроении, задавала вездесущая Партия. И своим появлением автомобиль ВАЗ 2121, более известный в народе как «Нива», обязан именно ей. В 1970-м году председатель Совета Министров Советского Союза А. Косыгин представил новое задание для трех автомобильных заводов: Волжского, Ижмаша и АЗЛК. Задача заключалась в создании автомобиля повышенной проходимости, который бы удачно совмещал бы в себе черты легкового автомобиля.

Прототипы, созданные на Ижмаше и АЗЛК, получились весьма удачными. Но все же не настолько, чтобы пойти в серийное производство. А вот разработка тольяттинцев выглядела куда более перспективно. Плюсом в этом отношении стал абсолютно легковой внешний вид авто, имеющий лишь небольшой намек на то, что ВАЗ 2121 является полноценным вездеходом.

Правда, прототип, впервые представленный в 1972-м году, все же более походил на джип. Он не имел крыши и выглядел несколько грузно. Но конструкторы ВАЗ работали, что называется, засучив рукава – в 1973-м на авто была установлена крыша, а уже в 1974 он получил свое имя – «Нива». Новая машина прошла суровые испытания в условиях, приближенным к экстремальным, в очередной раз подтвердив свое право на существование.

«Нива» представляет собой наиболее удачную разработку российского (и советского) автопрома. Еще бы – ведь этот автомобиль был создан полностью своими силами, без привлечения помощи конструкторов из других стран (что широко практиковалось в проектировании многих других моделей ВАЗ). А после своего появления на рынке ВАЗ 2121 произвел настоящий фурор не только в СССР и странах Варшавского договора, но и далеко за рубежом. Просто «Нива» не имела аналогов ни у нас, ни за границей.

Первая серийная «Нива» сошла с конвейера Волжского автозавода 5-го апреля 1977-го года. Изначальный производственный план на ВАЗ 2121 составлял 25 тысяч автомобилей в год. Впоследствии госзаказ был увеличен сначала до 50, а позже – до 70 тысяч «Нив». И это при условии, что 80 процентов этих машин производилось на экспорт.

ВАЗ 2121 «Нива» представлял собой трехдверный «универсал». Автомобиль получил достаточно сильную унификацию с ВАЗ 2106 – «Нива» использовала 1,6-литровый карбюраторный двигатель двигатель, созданный на базе шестой модели, в салоне применялись такие же элементы, как и у «шестерки». «Нива» оснащалась неотключаемым приводом 4х4, межосевым блокируемым дифференциалом и раздаточной коробкой с понижающим рядом, соединяющейся с четырехступенчатой коробкой передач при помощи промежуточного карданного вала. В целом, конструкция трансмиссии и стала залогом высокой проходимости авто, позволяющей ему конкурировать с такими мастодонтами среди внедорожников, как Land Rover и Range Rover.

Выпуск оригинальной «Нивы» ВАЗ 2121 на мощностях Волжского автозавода был прекращен в 1994-м году. Но внедорожник продолжил свое существование в облике его рестайлинговой версии – ВАЗ 21213, или «Нива Тайга», которую автолюбители по-прежнему называли «Нивой».


Интересные факты

«Нива» получила большое количество наград на различных международных выставках (в Брно, Познани и пр.). Это единственное советское авто, которое пользовалось высоким спросом в Великобритании, и даже поставлялось небольшими партиями в Японию. А в Австрии «Нива» являлась главным внедорожником в 80-е годы прошлого столетия.

«Нива» заработала себе репутацию превосходного и выносливого внедорожника, участвуя в различных раллийных марафонах (Париж-Дакар, Париж-Пекин и т.п.) и занимая только самые высокие места.

А с начала 90-х годов, после того, как в продаже стали доступны запчасти для ВАЗ 2121, это авто стало очень часто встречаться и в тюнинговых мастерских.


Тюнинг ВАЗ 2121


Тюнинг ВАЗ 2121 часто бывает направлен на дополнительное повышение мощности и проходимости авто. В его рамках широкое распространение получил тюнинг двигателя ВАЗ 2121, включающий в себя установку коленчатого вала с увеличенным ходом, замену привода ГРМ, тюнинг ГБЦ, использование спортивного карбюратора, фильтра нулевого сопротивления или приводного нагнетателя. Для ВАЗ 2121 распространена замена блока цилиндров от ВАЗ 2106 (диаметр цилиндров 79 мм) на блок от ВАЗ 21213 (диаметр цилиндров 82 мм), что позволяет повысить объем двигателя до 1,7 литров.

Внешний тюнинг «Нивы» (в т.ч. и стайлинг ВАЗ 2121) часто заключается в функциональном тюнинге: лифтинге (увеличении клиренса), установке больших внедорожных колес и фендеров на арки, шноркеля и лебедки. Также возможно заменить штатную оптику на тюнинговую, установить дополнительные элементы освещения и пр.

Тюнинг подвески ВАЗ 2121 обычно обходится заменой стандартных сайлентблоков на более долговечные полиуретановые и заменой амортизаторов и пружин на усиленные аналоги. Возможен и тюнинг трансмиссии ВАЗ 2121 – отвязка переднего моста (увеличивается диагональная проходимость), установка подрамника на раздатку, использование спортивного ряда в коробке передач и спортивных редукторов в мостах. Нередко в «Ниву» устанавливается механизм отключения переднего моста для повышения экономичности при перемещении на дальние расстояния. И еще много и много пунктов.