Программа утилизации завершена

24.06.2011

Программа утилизации завершена

Итак, программа по утилизации старых автомобилей в России официально закончена. Министерство промышленности и торговли выдало последние сертификаты на покупку нового автомобиля. Замедлится ли рост российского рынка?

Программа по утилизации стартовала в России 8 марта 2010 года. Суть программы заключалась в том, что любой владелец старого (старше 10 лет) автомобиля мог сдать его на утилизацию в обмен на специальный сертификат, дающий право на получение скидки в размере 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля отечественного производства. Россияне сразу же активно включились в программу, желающих расстаться со своими старыми автомобилями и воспользоваться солидной скидкой при покупке нового нашлось немало. За период с марта 2010 года по 23 июня 2011 года было выдано более 600 тысяч утилизационных сертификатов, для обеспечения которых государством было потрачено более 30 млрд рублей.

Популярность утилизационной программы сразу же отразилась на покупательской активности россиян на рынке новых автомобилей. Большинство участников программы предпочитали тратить свои утилизационные сертификаты на покупку доступных новых моделей «АвтоВАЗа». И это вполне объяснимо – модели отечественного автопроизводителя являются одними из самых дешевых на рынке, и при цене автомобиля в салоне в 200-300 тысяч скидка в размере 50 тысяч рублей, которую получал обладатель утилизационного сертификата, означала серьезное и ощутимое снижение затрат на покупку. В итоге, благодаря программе по утилизации, интерес к продукции «АвтоВАЗа» существенно возрос, в период действия программы компания переживала настоящий бум продаж. По статистике, 79% всех утилизационных сертификатов были потрачены на покупку новеньких «Лад» (в рамках программы «АвтоВАЗом» было продано более 370 тысяч автомобилей!).

Из числа иностранных автопроизводителей наибольшей популярностью среди участников программы по утилизации пользовались компании Renault (французские авто выбрали 7,3% россиян, участвующих в программе), Skoda (5,3%) и Ford (2,3%).

Во многих европейских странах, где правительством также инициировались и проводились подобные программы, их завершение каждый раз приводило к замедлению темпов роста автомобильного рынка, либо даже к серьезному падению продаж новых автомобилей. Впрочем, по мнению аналитиков, нашей стране подобный сценарий не грозит. Отечественный «АвтоВАЗ», скорее всего, столкнется с ощутимым снижением продаж в ближайшее время. Однако с запуском в серию новой «Гранты» компании удастся привлечь новых покупателей и сохранить продажи на хорошем уровне. Что же касается иностранных компаний, то программа по утилизации не оказала существенного влияние на их продажи в России, поэтому и окончание программы пройдет для большинства из них незамеченным.