Программа утилизации: прошел год

11.03.2011

Программа утилизации: прошел год

8 марта 2011 года исполнился ровно год с момента запуска в России программы по утилизации подержанных автомобилей. Неплохой повод для того, чтобы взглянуть на программу ретроспективно и подвести некоторые итоги.

Итак, за прошедший год в рамках программы утилизации было утилизировано более 468 тысяч автомобилей, столько же было выдано и утилизационных сертификатов. Из них 449 тысяч сертификатов – уже использованы россиянами для покупки новых автомобилей.
Напомним, что отечественная программа утилизации изначально задумывалась как антикризисная мера, призванная стимулировать продажи новых отечественных автомобилей и помочь российскому автопрому выжить в непростое кризисное время. В 2009 году российский автомобильный рынок переживал резкий спад – продажи сократились сразу на 49% (до 1,46 млн. автомобилей) по сравнению с 2008 годом. В таких условиях программа утилизации стала настоящим спасением для отечественных предприятий, ведь ей удалось привлечь тысячи новых покупателей в салоны автодилеров и существенно оживить продажи.

Согласно условиям программы, принять участие в ней мог любой желающий. Для этого необходимо было лишь сдать на утилизацию свой старый автомобиль (возрастом более 10 лет), взамен которого выдавался утилизационный сертификат на 50 тысяч рублей. Обладатель такого сертификата получал скидку в размере все тех же 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля отечественного производства. Первоначально, в список автомобилей, доступных для покупки с использованием утилизационных сертификатов, входили лишь отдельные отечественные автопроизводители. Однако, очень скоро список был пересмотрен в сторону увеличения и сейчас обладатели сертификатов могут выбирать из более чем 20 автомобильных марок.

Всего на финансирование программы утилизации правительством было выделено 21 млрд. рублей в 2 этапа – первые 11 млрд. при старте программы в марте прошлого года, и дополнительные 10 млрд. рублей в августе, когда программу было решено продлить в связи с огромной ее популярностью среди автолюбителей.

По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Андрея Деметьева, российская программа утилизации хотя и не является отечественным ноу-хау, однако превзошла по своей эффективности многие аналогичные программы в западных странах. Дементьев признал, что программа утилизации была запущена с опозданием, когда отечественный рынок уже достиг своего абсолютного минимума. Однако, возможно, именно благодаря этому отечественная программа утилизации смогла стимулировать не только продажу складских запасов автомобилей, но и производство новых крупных партий.