Тюнинг двигателя

Тюнинг двигателя – один из главных видов технического тюнинга автомобиля. Двигатель тюнингуют для того, чтобы сделать автомобиль более мощным и улучшить динамику разгона.

По типу системы питания двигатели делятся на карбюраторные и инжекторные (с распределенной системой впрыска).


Тюнинг двигателя внутреннего сгорания заключается в увеличении его рабочего объема. Для этого увеличивают диаметры цилиндров путем расточки и хонингования блока цилиндров или увеличивают ход поршня. Во втором случае заводской коленвал заменяют на коленвал с увеличенным ходом, также заменяют поршни, шатуны, маховик.

Вместо заводских шатунов устанавливают облегченные шатуны и в дальнейшем подгоняют их по массе вместе с поршнями. Устанавливают облегченный маховик – это снижает нагрузку на коленвал и сцепление, уменьшает время разгона за счет улучшения динамики набора оборотов.

Установка коленвала с увеличенным ходом влечет за собой замену поршней: кованые поршни (обычной формы и Т-образные) отличаются повышенной прочностью и жесткостью (для высокофорсированных двигателей используют только кованые поршни); литые поршни – износостойкие и жаропрочные, их использование позволяет снизить нагрузку на коленвал за счет меньшей массы поршней. Оба вида поршней используют при спортивном тюнинге. На некоторых моделях двигателей (семейство 21083) есть возможность оставить заводские поршни, если при этом установить укороченные шатуны.

Замена шатунно-поршневой группы облегченными деталями снижает нагрузку на коленвал, благодаря чему увеличивается мощность двигателя.

При спортивном тюнинге дорабатывают систему впуска-выпуска: устанавливают спортивный впускной ресивер увеличенного объема; дроссельный патрубок с заслонкой увеличенного диаметра (стандартный диаметр – 46 мм, увеличенный – 52 и 54 мм) – для увеличения производительности впускной системы; спортивный карбюратор и воздушный фильтр нулевого сопротивления – для повышения эффективности впускной системы.

Клапаны двигателя заменяют облегченными клапанами стандартного размера или увеличенными. Заводские чугунные втулки клапанов заменяют износоустойчивыми бронзовыми втулками. Для инжекторных двигателей проводится чип-тюнинг – тонкая настройка системы управления двигателем, и устанавливаются форсунки повышенной производительности для увеличения количества пропускаемого за раз топлива.

Заводской распредвал заменяют на распредвал с более высоким подъемом клапанов. Для точной настройки углов и настройки разворота кулачков к спортивному распредвалу устанавливают регулируемый шкив распредвала.

Тюнинг выхлопной системы подразумевает установку выпускного коллектора «паук» (4-1 – спортивный вариант, дает прибавку на оборотах выше 5-6 тыс.; 4-2-1 – подходит для активного движения по городу, дает ощутимую прибавку на оборотах 3,5-5 тыс.), прямоточного резонатора, спортивного глушителя.

Тюнинг двигателя влечет за собой изменения и других механизмов автомобиля: трансмиссии, тормозной системы, подвески, а также усиление кузова.